Томский политехнический университет имеет богатейшие традиции в подготовке инженерных кадров высшей квалификации. В ТТИ-ТПИ-ТПУ подготовлено более 130 000 специалистов. Многие из них прославили российскую науку и технику, стали академиками, лауреатами Ленинской и Государственной премий, других престижных наград.
Ученые и выпускники университета активно участвовали в проектировании, строительстве и пуске Кузнецкого металлургического комбината, шахт и рудников Кузбасса, заводов Новосибирска, Урала и Дальнего Востока, а также в открытии, разработке и освоении сибирских недр.
Сегодня многие руководители и ведущие специалисты научно-производственных организаций и промышленных предприятий являются выпускниками Томского политехнического университета и его научных школ.
В соответствии с планами образовательной деятельности в университет ежегодно поступают на первый курс около трех тысяч выпускников школ, более полутора тысяч из которых обучается за счет средств федерального бюджета.
Подготовка специалистов в университете строится на концепции многоуровневой системы образовательных программам. В образовательный процесс входят: довузовская подготовка, моно- и многоуровневая подготовка специалистов, послевузовская подготовка, переподготовка специалистов и повышение их квалификации. Политехнический реализует концепцию непрерывного образования – образование в течение всей жизни.
Профессорско–преподавательский состав университета включает в себя около 250 докторов наук, профессоров и более 900 кандидатов наук и доцентов. В структуре университета семь учебно-научных институтов, десять факультетов, три научно-исследовательских института, учебно-исследовательский ядерный реактор. Университет имеет филиалы и представительства в ряде городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, в том числе в Алмалыке (Узбекистан), Карлсруэ (Германия), Праге (Чехия) и Никосии (Кипр). Университет обеспечивает иногородних студентов местами для проживания в общежитиях. Для них созданы необходимые условия для занятия спортом, повышения уровня культуры, отдыха.
В учебном процессе уделяется много внимания развитию партнерских отношений с зарубежными вузами. Это способствует академической мобильности студентов и аспирантов, повышению качества подготовки специалистов. Число зарубежных стажировок сотрудников и студентов растет с каждым годом.
Установлены и устойчиво развиваются партнерские отношения с Университетом Фридерициана (Германия); Чешским техническим университетом; Технологическим университетом Вены (Австрия); Цзилиньским университетом (Китай); Ханойским политехническим университетом (Вьетнам); Monash University (Австралия); Anna University (Индия); Хиросимским университетом (Япония); Университетом Луи Пастера (Франция); Огайским университетом (США); Империал колледжем и Университетом Хериот-Ватт (Великобритания); Ульсанским университетом (Южная Корея).
Высокое качество подготовки специалистов в нашем университете известно далеко за пределами России. У нас обучаются иностранные граждане из Южной Кореи, Пакистана, Китая, Чехии, Малайзии, Ирана, республики Кипр, Вьетнама, Германии, Марокко всего из более 30 стран.
В 2007 году ТПУ получил мощный импульс в развитии за счет участия в национальном проекте «Образование». В рамках этого проекта ТПУ получил значительные, около 1 млрд. руб., материальные ресурсы. Эти ресурсы помогли университету в реализации инновационных научно-образовательных программ опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, которые, придя на производство, будут знать больше и уметь выполнять профессиональные обязанности лучше, чем те кто там сегодня работает.
Эти и внебюджетные средства ТПУ были направлены на:
- обновление лабораторной базы – закуплено передовое наукоемкое оборудование ведущих фирм для учебно-научных целей;
- ремонт аудиторий и оснащение их мультимедийным оборудованием;
- повышение квалификации преподавателей и сотрудников в современных образовательных и научных центрах России и за рубежом;
- приобретение и разработку большого количества программных продуктов, учебников и учебных пособий, в том числе электронных, для обеспечения образовательного процесса на уровне передовых мировых стандартов.
Опережающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня основана на реализации четырех основных принципов: принцип элитности обучающихся; принцип опережающего образования и элитности образовательных программ и технологий, широкого использования мировых информационных ресурсов; принцип элитности научных, инженерных и педагогических школ; принцип стратегического партнерства с промышленностью, наукой и бизнесом.
В результате выполнения приоритетного образовательного проекта «Образование» созданы 11 центров для реализации 25 инновационных образовательных магистерских программ, 7 из которых будут готовить магистров с двойным дипломом – диплом ТПУ и диплом зарубежного вуза-партнера.
Широкомасштабное развитие ресурсной базы образовательной деятельности в университете является важнейшим условием обеспечения и поддержания высокого качества образовательных услуг и подготовки специалистов мирового уровня, готовых к инновационной деятельности и способных обеспечить позитивное развитие экономики и социальной сферы в России.
В последние годы в ТПУ большое внимание уделяется целенаправленному развитию и совершенствованию учебно-лабораторной базы образовательного процесса на основе создания новых и модернизации имеющихся учебных лабораторий. Так, например, в рамках реализации Инновационной образовательной программы ТПУ (2007-2008гг.) выполнена модернизация аудиторного фонда университета: в 2007 году – 159 аудиторий, общей площадью 10 892 м2; в 2008 году – 59 аудиторий, общей площадью 2 802 м2. Созданы аудитории, оснащенные оборудованием для проведения видео-конференций.
Ярким примером применения новых образовательных технологий в нашем университете является выполнение Инновационной образовательной программы ТПУ.В качестве базовых сфер подготовки специалистов выбраны в соответствии с российскими и мировыми прогнозами для реализации инновационного прорыва направления: атомная энергетика, включая водородную, энергетика, электроника, производство новых материалов и нанотехнологии, геология, нефтедобыча, транспортировка и переработка нефти и газа, информационно-телекоммуникационные системы и технологии, энергосбережение, промышленные электроразрядные, радиационные и плазменно-пучковые технологии, борьба с терроризмом. По этим сферам деятельности сформировано семь направлений развития научных исследований и подготовки специалистов, ориентированных на инновационный прорыв.
Структура подготовки специалистов строится на концепции многоступенчатой системы обучения: бакалавров, магистров, дипломированных специалистов. Подготовка ведется по четырем формам обучения (очное, очно-заочное, заочное, экстернат). Динамика распределения контингента студентов различных форм обучения представлена на рис. 1.
Рис. 1. Контингент студентов
Учебное управление, деканаты и кафедры постоянно занимаются организацией производственной практики студентов. По окончании учебы содействуют молодым специалистам в трудоустройстве. Для этого установлены партнерские взаимоотношения вуза с руководителями и представителями предприятий, а также с потенциальными работодателями. Практика показала, что две трети выпускников получают направление на работу в университете, примерно, каждый десятый выпускник берет направление на «свободное трудоустройство» и решает вопрос трудоустройства самостоятельно.
О высоком качестве подготовки специалистов и о заботливом отношении к студентам в нашем университете известно далеко за пределами области. Поэтому на учебу к нам приезжают выпускники школ не только из Томской области, но и из других регионов страны. За последние годы в среднем по университету обучаться по очной форме на одно место претендуют пять человек. По всем формам обучения в университете обучается более 20000 студентов.
Очень важной в жизни студентов является технология организации студенческого самоуправления. Координационным органом студенческого самоуправления в университете является старостат и совет старост университета, который в 2007 году преобразован в Совет студентов ТПУ, тем самым расширил сферу своей деятельности. Для проведения воспитательной работы со студентами есть кураторы групп.
Особое внимание со стороны учебного управления и ректората уделяется старательным студентам.
Лучшим студентам за большие успехи в учебе и научной работе устанавливаются стипендии Президента и Правительства Российской Федерации, Губернатора Томской области, фонда им. В. Потанина, им. В.И. Вернадского и других фондов, Росатома, ОАО «АК Транснефть» и других компаний.
Одно из ведущих рейтинговых агентств в сфере образования «РейтОР» в 2006 году опубликовало рейтинг вузов Российской Федерации по критерию конкурентоспособности выпускников. Исследования проводились по пяти направлениям: Менеджмент и экономика, Энергетика, Информационные технологии и коммуникации, Машиностроение, Газовая и нефтехимическая промышленность. Томский политехнический университет является единственным техническим вузом в России, который в данном рейтинге прошел по всем пяти направлениям с оценкой «отлично». В 2007 году Министерством образования и науки проведен расчет рейтингов 164 технических и технологических вузов по итогам 2006 года, где ТПУ переместился с 11 на 8 место.
Ежегодно из стен университета выпускается более 4000 выпускников по всем формам обучения. В 2008 году обеспечен выпуск:
выпуск дипломированных специалистов составляет 2862 чел. или 68,5% от общего выпуска специалистов в 2008 году, из них:
- по очной форме обучения 1397 чел. или 48,8 % от общего выпуска дипломированных специалистов, в том числе 14 чел. иностранных граждан или 0,5 % от общего выпуска дипломированных специалистов;
- по очно-заочной форме обучения 196 чел. или 6,8 % от общего выпуска дипломированных специалистов;
- по заочной форме обучения 1254 чел. или 43,8 % от общего выпуска дипломированных специалистов;
- в форме экстерната 1 чел.;
выпуск бакалавров составляет 1101 чел. или 26,7 % от общего выпуска специалистов, из них:
- по очной форме обучения 959 чел. или 84,6 % от общего выпуска бакалавров, в том числе 33 чел. иностранных граждан или 3,0 % от общего выпуска бакалавров;
- по заочной форме обучения 96 чел. или 8,5 % от общего выпуска бакалавров;
выпуск магистров имел место только по очной форме обучения и составил 177 чел. или 4,3 % от общего выпуска специалистов, в том числе 5 чел. иностранных граждан или 3,0 % от общего выпуска магистров.
ТПУ работает с предприятиями по вопросам трудоустройства выпускников. Растет востребованность выпускников ТПУ. Если студенты, обучающиеся в вузе по заочной и очно-заочной форме, как правило, являются уже работающими гражданами, то студентам очного обучения предстоит определиться с местом своей будущей работы по окончании учебы, и в этом им помогает университет. Число выпускников очного обучения составляет более половины (53 % в 2007 и 2008 гг.) от общего числа выпускников. В каждый из 7 федеральных округов России ежегодно направляются на работу выпускники ТПУ, где большая их часть (72 % от общего числа направленных на работу в 2008 году) остаётся для работы в Сибирском федеральном округе. В пределах 2 % выпускников направляются для работы на предприятия ближнего и дальнего зарубежья.
Ученые, преподаватели, сотрудники университета находятся в постоянном поиске наиболее оптимальных форм и методов подготовки специалистов.
Основными задачами в сфере образовательной деятельности университета на 2009 г. являются:
Обеспечение государственного задания на подготовку специалистов и гарантированного набора студентов на 1 курс на бюджетной и договорной основах, в магистратуру (не менее 500 магистрантов).
Подготовка к комплексной оценке деятельности университета в 2010 г. (повторное лицензирование, государственная аккредитация):
- подготовка учебно-методических комплексов по всем дисциплинам образовательных программ,
- обновление материалов сайта образовательных программ ТПУ
(нормативные документы, документы по содержанию и уровню подготовки выпускников, документы итогового контроля и аттестации выпускников и др.).
Разработка основных образовательных программ ТПУ (подготовки бакалавров, специалистов, магистров) в соответствии с утвержденным стандартом ООП ТПУ и ФГОС (третьего поколения) по направлениям подготовки для начала учебного процесса по новым программам с 01.09.2010 г.
Развитие инновационной образовательной программы ТПУ:
- завершение создание Инновационных научно-образовательных центров по направлениям ИОП,
- разработка и реализация магистерских программ элитного опережающего образования (7 Double Degree программ),
- издание методической литературы, разработанной в 2007-2008 гг.,
- набор магистров на договорной основе по программам ИОП,
- реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе Инновационных научно-образовательных центров,
- обеспечение привлечения внебюджетного финансирования за счет деятельности Центров не менее 70 млн. руб.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уровне мировых стандартов (издание учебников и учебных пособий, в т.ч. с грифами и рецензиями МО, УМО, УМЦ), ввод в действие электронного образовательного портала ТПУ.
Развитие материально-технической базы учебного процесса:
- внедрение систем информационной поддержки планирования и организации учебного процесса;
- приобретение современного учебно-лабораторного оборудования и программного обеспечения;
- оснащение аудиторного фонда аудиторными досками, мебелью и системами климат-контроля;
- оснащение поточных лекционных аудиторий мультимедйными средствами;
- подготовка предложений по открытию новых Центров элитной опережающей подготовки (ХТФ, ЮТИ, ЭЛТИ);
- ввод новых учебных аудиторий.
Развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно-ориентированных и проектно-организованных технологий обучения.
Развитие системы непрерывного (дополнительного) образования, ориентированного на потребности конкретной личности, ведущих мировых и российских предприятий и организаций.
Международная аккредитация основных образовательных программ (на 2009 г. - 2).
Подготовка команд элитных специалистов в системе Элитного технического образования на основе интеграции академического образования и научных исследований в области приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.
Внедрение современной независимой системы мониторинга качества профессиональной подготовки специалистов - проведение итогового и внутрисеместрового тестирования дисциплин из циклов ГСЭ и ЕН.
Совершенствование системы языковой подготовки студентов и сотрудников ТПУ.
Развитие системы академической мобильности университета.